left
Сейчас на сайте:
  • 94 гостей

 

МОиНАК


КГОУ ДПО АКИПКРО

prew img2

 

UG

 

Онлайн-школа подготовки к ЕГЭ

 

UGR 2014

 

ed-union

 

logo-55

 

Новости
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня135
mod_vvisit_counterВчера2237
mod_vvisit_counterЗа неделю10318
mod_vvisit_counterПршл. неделя20671
mod_vvisit_counterМесяц43342
mod_vvisit_counterПршл. месяц73812
mod_vvisit_counterВсего1294729

Сайт Министерства Образования и Науки Российской Федерации: Новости


* * *

Политика обработки персональных данных

* * *

Пользователи : 1472
Статьи : 818
Просмотры материалов : 1587492
Магия места PDF Печать E-mail
Николай Петрович Марухин
Автор: Николай Петрович Марухин   
02.02.2016 19:49

Эта статья была написана и опубликована в "Учительской газете" в июне прошлого года, после Детских Шукшинских чтений.

DSC01785

Нет, я не идеалист. К чудесам отношусь скептически. Верю в науку, разум и в то, что... Хотя, наверное, сначала нужно объяснить почему я не верю в чудеса.

Что такое чудо? Мне нравится объяснение В.И.Даля: «всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы». А ещё люди совершают чудеса в сказках: по щучьему велению ходят вёдра и передвигаются печки; по мановению волшебной палочки строятся дворцы, тыквы превращаются в кареты, неумехи становятся мастерами. И явления природы здесь явно не при чём. Это, скорее, виртуальное воплощение невозможного. Невозможного, но очень желаемого. Чтобы не трудиться годами за тяжёлый хлеб (иногда с маслом, ещё реже с икрой), а сразу в терем, в мужья царской дочери, к золоту в сундуках Кощея. Чтобы не «грызть гранит науки» десятилетиями изо дня в день, а сразу в мастера на все руки.

Мне кажется, человек от природы - очень ленивое существо и ДЕЛАЕТ что-то только в случае крайней необходимости, когда иначе уже и нельзя - можно и человеком быть перестать. Трудно ведь. Недаром, «дело» и «работа» - практически, синонимы. А хочется-то сразу и без усилий.

Как-то так ещё со школьной скамьи я твёрдо усвоил некоторые научные истины: «угол падения равен углу отражения», «сила действия - силе противодействия», «ничто не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда». Природа - очень хорошо сбалансированная система. Всё в ней находится в равновесии. Человек, несмотря на могущество своего разума - часть природы и живёт по её законам. А законы природы, как известно, нельзя отменить, их можно только использовать. Вот и не верю в чудеса...

Несколько недель назад, участвуя в Детских Шукшинских чтениях на родине Василия Макаровича в селе Сростки, проводил в рамках мероприятия урок с ребятишками Сростинской школы - учениками 9-10 классов. Темой обсуждения была известная фраза: «Быть правым - огромная ценность». Необычным было место проведения урока. Одно из помещений музея В.М.Шукшина - это здание старой деревянной школы, работавшей в 1926-1964 годах. Именно здесь учился и даже некоторое время работал будущий замечательный писатель, актёр, режиссёр.

В музее сохранён мемориальный класс Шукшина, там всё как в 40-50-е годы - те же парты, доска, глобус. Только уроков там полвека не было! А мы с ребятами попробовали напомнить этому кабинету его предназначение - вдохнуть в него школьный воздух.

И разговор сразу пошёл - сложный, местами очень личностно трудный, но мысль летала над старинными тяжеловесными партами просто с какой-то космической скоростью! Происходило что-то... необыкновенное! У музейных работников сердца, наверное, замирали - они даже исторический учительский стул подальше от меня убрали, чтобы не задел ненароком. Мне казалось, парты просто впитывают учеников - ведь так давно на них никто не раскладывал тетради, ручки, пеналы. Не записывал число и тему урока. А старая-престарая, вытертая почти до дыр, чёрная (уже только по краям) доска так чётко превращала мой корявый почерк во вполне ясные знаки, что можно только диву даваться.

Но самое главное происходило в нас, как будто миллион цепких ниточек связал в единое целое: идеи рождались и погибали; позиции отстаивались, критиковались и нередко менялись. Мы обнаружили, что убеждения, с которыми пришли, могут оказаться вовсе и не убеждениями, а чем-то только кажущимся. И за всеми спорами вдруг поняли, а речь-то ведём о чём-то самом главном! О самой природе человека, о «быть или не быть».

Расходиться после урока не хотелось. Добрые «музейщики» разрешили нам побыть там одним немного и мы ещё полчаса «лезли друг другу в душу».

У меня как будто крылья в очередной раз выросли. Чудо? Магия места?

Часто мы называем чудом не только что-то необъяснимое, невозможное, но и что-то просто хорошее. И я шёл к этой замечательной встрече в замечательном месте долгой двадцати трёх летней учительской дорогой.

Наверное, можно сказать, что нескромно хвалюсь. Да! Я очень рад, что мы с детьми смогли соответствовать месту. Даже счастлив. И это магия нашей с ребятами трудной, но честной работы.

Фото Аллы Абросимовой

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Вход на сайт

Архив новостей

< Августа 2017 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Последние сообщения на форуме

More...

Учительская газета

Учитель года России

Joomla Templates by Joomlashack